Наши партнеры

Ах оперетта, оперетта…

Трудно найти более популярный и более уязвимый жанр театрального искусства. Здесь легкость, добываемую “в поте лица”, нередко путают с легкомыслием, впрочем, в большей мере собственным, проектируемым на эту “девочку для битья”.

Синонимом легкомысленности стало само слово “оперетка”, произведенное от оперетты, но попробуйте проделать нечто подобное с терминами “драма” или “опера”. А ведь там своих грехов и штампов не счесть, но их называют… опереточными!

Кто только не бичевал оперетту? Лессинг, Салтыков-Щедрин, Островский, Тувим… Польский остроумец поставил своеобразный рекорд, назвав ее “старой идиоткой”, и тем, похоже, отбил охоту у пишущих состязаться в остроумии. Давала ли оперетта повод для битья? Наверно. Но почему же ей отдали дань Станиславский, Шаляпин (правда, для них это “грехи молодости”), ставили - в зрелые годы - Немирович-Данченко, Марджанов, Таиров? Почему ее принимали Рахманинов, Шостакович, в ней пели ди Стефано, Доминго?

Ж.Оффенбах - Парижская жизньНаверное, потому что она очень демократична, легко находит контакт с человеческими сердцами, с одной стороны, а с другой - здесь нашли пристанище бездумность, фривольность на грани (а под час и за нею) с пошлостью и цинизмом, фарсом и плохим кабаре.

Когда в послевоенном Львове начали создавать театр музыкальной комедии (так у нас стыдливо называют оперетту*), Ярослав Галан, как вспоминал Изакин Гриншпун, который поставил первый спектакль, говорил: “В довоенном Львове оперетта раздевалась догола, многие спектакли потрафляли дурным вкусам. Нам нужен веселый музыкальный театр без погони за легким, дешевым успехом”. Его простой и мудрый завет “сила и очарование настоящего искусства в благородстве” стал “путеводной звездой” для молодого коллектива, избравшего путь не только развлекать, но и волновать зрителей, говорить с ними о жизненно важном, пробуждать “чувства добрые”.

Театр родился 25 марта 1947 года спектаклем “11 неизвестных”. Неизвестных было, конечно, больше, но вскоре, благодаря гастролям, не только во Львове, но и во многих городах Украины стали широко известны десятки артистов театра. Дважды - в 50-м и 52-м гг. львовяне успешно гастролировали в Одессе.

А дальше случилось нечто не до конца понятное: почему-то решили, что “в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией” два города должны обменяться театрами. Во Львов уехал отличный одесский театр Советской Армии, а в Одессу приехал театр музыкальной комедии. Часто административные “подвижки” приносили вред и искусству. На этот раз, к счастью, такое не случилось. В Одессе театр музыкальной комедии (буду в силу мощной инерции так его называть) даже нашел благодатную почву: его специфика оказалась близка городу, одесскому характеру.

Н. Остапенко, Н. Ходусова, засл. арт. Украины Е. ГловацкаяС большим успехом прошел первый спектакль (январь 1954 г.) с символическим названием “Вольный ветер” - Одесса всегда стремилась быть “вольным городом”, жизнерадостным, далеким от казенщины, официоза. Театр быстро завоевал признание и любовь одесситов, право называться ОДЕССКИМ не только де-юре (по “приказу главного управления по делам искусств Министерства культуры УССР от 25 декабря 1953 г.” - все ли помнят сегодня такую формулу?), но и де-факто. О нем с гордостью говорили (и говорят): наш театр.

Театр много гастролировал и вскоре стал одним из символов нашего города в восприятии его в разных уголках большой страны. Без преувеличения триумфально прошли гастроли в Москве в 1956 г. “Белую акацию” академический журнал “Советская музыка” (ныне не случайно переименованный в “Музыкальную академию”) не только высоко оценил, но и отдал предпочтение одесской постановке перед столичной. “Советская культура” писала: “Свежестью, непосредственностью, озорством веет от одесского спектакля, в непринужденности, веселом задоре его основная прелесть”. Спектакль так понравился министру культуры, что он выдвинул идею… перевести одесский теперь театр в Москву. К счастью для города и театра, эта “идея” не реализовалась. О спектаклях сочувственно и одобрительно писали журналы “Музыкальная жизнь”, “Театральная жизнь”, самые тогда престижные газеты.

В.Дмитриев - Русский секретЗа полвека были поставлены сотни спектаклей, обо всех не рассказать, конечно. Назову лишь некоторые из получивших широкое признание: “Дайте волю песне” и “Лисистрата” (осуществленные в содружестве с румынскими коллегами), “Где-то на юге”, “Майя”, “Кин”, “Цветок Мисиссипи”, “Русский секрет”, “Холопка”, “Сердце скрипки”, “Голубой гусар”…

Театр всегда стремился к созданию ОРИГИНАЛЬНОГО репертуара. Только из, например, 85- ти спектаклей двух первых десятилетий 22 (!) впервые в стране увидели свет рампы в нашем театре.

Театр всегда стремился и рассказывать о городе, сотрудничать с одесскими авторами. Из работ этого направления назову “Дарите любимым тюльпаны”, “Невесты не должны плакать”, “Черноморский огонек”, “Одесские лиманы”, “Старые дома”, “Хозяйка рая”, обозрение Дынова и Ошеровского “Одесса - мой город родной” (этот спектакль очень понравился Л.О.Утесову, который писал: “Спасибо!!! Масса выдумки, теплоты. Это просто очаровательно!”) Обозрение стало прологом к знаменитой трилогии об Одессе: “На рассвете”, “Четверо с улицы Жанны”, “У родного причала”. Не все спектакли стали событиями, но некоторые даже перешагнули рамки города и пошли по стране. Например, “На рассвете” (без “местного патриотизма” скажу, что наш спектакль был интереснее, интеллигентнее столичного), “Старые дома”.

Нар. арт. Украины М. Демина и нар. арт. СССР М. ВодянойДа, театр и его мастера органично слились с городом. Именно как одесситов воспринимали Маргариту Демину и Михаила Водяного во время их “творческих вечеров”, с которыми они побывали в разных городах страны. Когда Водяного чествовали в ЦДРИ, Утесов сказал, что он как “посол Одессы” назначает его “своим консулом в Одессе”. В приветственной телеграмме Водяному в связи с его 50-летием Л.О. писал: “Конечно, все люди хотели бы быть одесситами, но удается это немногим. Мне удалось, я счастлив, тебе судьба помешала: не огорчайся - де Ришелье и де Рибас тоже родились где-то на периферии, но это не помешало поставить одному памятник на бульваре, именем другого назвать главную улицу Одессы. И я знаю, что где-то на Молдаванке есть Водяной переулок. Все мы, одесситы, признаем тебя своим земляком”.

Напомню, что по инициативе Михаила Григорьевича в Одессе появилась улица Утесова. Думается, пришло время, чтобы по “инициативе Утесова” появилась в нашем городе улица Водяного. Повод есть: в этом году исполняется 10 лет со дня кончины выдающегося мастера, имя которого вошло в десятку самых выдающихся артистов оперетты, мюзикла всех времен и народов.

Принцесса цирка. Засл. артисты Украины Е. Дембская и Б. БоровскийКак органично слилась с городом первая партнерша Водяного Евгения Дембская, недавно отметившая 50-летие творческой деятельности! Незабываемы ее одесситка Лора, ее Сильва, многие другие героини.

В числе старейших мастеров театра - Идалия Иванова, чья Тося с ее песней об Одессе навсегда вошли в историю города. На вопрос, когда вы почувствовали себя известной, она неожиданно ответила: “На Новом базаре. Продавщица спросила меня: “Вы - Тося?” Я растерялась и ответила: “Я - Ляля” (так называют ее многие. - В.М.), только через несколько секунд я поняла, что непосредственная женщина ассоциирует меня с героиней Дунаевского, одесситкой Тоней. Тоней, песня которой стала позывными Одессы.

Засл. артист Украины В. Фролов и О. ОганезоваПрошу прощения у многих любимых, высокочтимых артистов, что нет возможности рассказать здесь о них…

В театре всегда была очень сильная труппа, с большим творческим потенциалом. Она отличалась высокой стабильностью. Но даже казавшийся драматическим уход в конце 80-х восьми ведущих артистов не подорвал театр. Он продолжал жить вопреки пессимистичным прогнозам. Уходившие говорили о гибели театра, о смерти жанра. Но еще Легар сказал: “Оперетта не умирает… умирают только те, кто не умеет с нею обращаться”.

Шоу Трехгрошовая любовьКак он был прав! Театр жив. Он ставит достойные спектакли. Это “Фолк-шоу”, успешно показанное в дальнем зарубежье, это “Карнавал на Французском бульваре”, “Принцесса цирка” и “Марица” (содержательные работы Б.Рябикина), “Игра! Идет игра…” (постановка В.Стрижова), “Трехгрошовая любовь” (удачная работа Э.Митницкого, осуществившего за два десятилетия целый ряд отличных постановок, в числе которых “Поздняя серенада”, “Сердце мое здесь”, “Скрипач на крыше” - лебединая песня М.Водяного); театр сохраняет интересные постановки С.Штейна “Летучая мышь”, “Моя прекрасная леди”, дает “Бал в честь короля” Михаила Водяного, чье имя носит с девяностых годов.

Карнавал на Французском бульвареВалентин Максименко,
председатель Театрального общества
одесского Дома актера,
профессор политехнического университета

Праздничный вальс* Знаменитый премьер оперетты Д.Джусто однажды рассказал в одесском Доме актера, как возник, по его определению, “этот монстр”: после революции опереточные представления облагали большими налогами, а комедийные - нет, вот и решили говорить “музыкальная комедия”. По-видимому, закреплению нового термина способствовало и то, что так легче было открещиваться от “грехов первородства”: мол, у них была оперетта, а у нас - музыкальная комедия.

Другие новости
Последние статьи
© Одесский Софтлаб
Карта сайта