Наши партнеры

Одесса-Брюгге-Транзит

В один из летних дней в галерею “Арт- студио” на Уютной, 5 зашла респектабельная супружеская пара. Посмотрели экспозицию, подивились богатству тем, интересов одесских художников. Мы разговорились. Оказалось, что мои собеседники, хозяева отеля “Де Медичи” в бельгийском городе Брюгге, страстно увлекаются искусством. В холлах, крытых галереях гостиницы они регулярно устраивают выставки живописи, графики, скульптуры:

- Мы стараемся поддерживать традиции Лоренцо Великолепного: организовываем экспозиции работ художников, оказываем посильную помощь тем, кто в ней нуждается…

Мы проговорили до закрытия галереи и расстались лучшими друзьями.

- Ждем Вас в Брюгге! Приезжайте с выставкой ваших удивительных одесских художников. Для бельгийцев это будет настоящим открытием.

И вот я хожу по улицам этого древнего города. Уже в XIII веке Брюгге был портом мирового значения, излучал великолепие, поражал воображение, служил резиденцией герцогов Бургундских. С XV века наметился экономический упадок города, но именно в то время в Брюгге появилась школа живописи, давшая миру таких гениев, как Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Хуго ван дер Гус, Давид Герард, Дирк Баутс… Поток прекрасного, созидаемого веками, трудно сразу осознать, впустить в себя… В музее “Грюнинге” у маленькой работки Хуго ван дер Гуса у меня не выдержала, открылась душа - я заплакала. В этом же музее зал современного искусства навевал беспросветную серость и скуку…

Брюгге - невероятно красивый город. Эти каналы, мостики, лебеди… Дома, пришедшие из разных веков и бережно хранимые… И абсолютно нет художников, которые стояли бы и писали там на улицах. Некоторые имеют свои торговые точки и делают небольшие акварельки на продажу. И совсем нет такого, как у нас: чтобы сидели на улицах и рисовали, уйдя в себя, для себя. Это просто удивительно. Я спрашивала у друзей - почему? Отвечают - нет спроса на живопись. Она слишком дорого стоит. Чтобы выжить, занимаясь искусством, творчеством, нужно иметь свой бизнес. Часто художники работают в кафе, ресторанчиках, устраивая там выставки-продажи своих работ, работ своих друзей.

В Бельгии существует сильная скульптурная школа. У них есть материал, есть возможность делать работы, используя последние технические достижения. Выставки обычно проводят на открытом воздухе, в сказочных деревеньках, везде раздают буклеты, плакатики. Я была на выставке парковой скульптуры. Это автомобильный маршрут, едешь - показывают: “Вот скульптура стоит, вон стоит”. Причем были такие скульптуры, что если бы не сказали, что это - скульптура - можно было и не понять. Я посмотрела, сколько средств вкладывают художники в создание своих работ, и спросила у скульптора:

- Кто вас спонсирует, кто помогает с материалами?

Он ответил:

- Никто. А эта выставка - конкурс, и победителя пригласят в Брюссель. Он сделает там свою выставку и, если это снова пройдет успешно и он опять победит в конкурсе, тогда ему начнет помогать правительство: спонсировать, устраивать его выставки по всему миру…

За рубежом накоплен, наработан вековой опыт. Необходимо серьезно учиться у профессионалов галерейного дела работать с художником, с произведениями искусства. Важно даже просто походить по галереям, посмотреть, как экспонируются работы, какие у них запасники. У нас же все только начинается, уровень настолько низкий…

Многие одесские галереи пытались устраивать выставки за рубежом. Итоги чаще печальны. А сколько картин, утерянных во время этих поездок! Слишком сложно все происходит - и оформление работ, и получение бумаг, всевозможных справок, разрешений. Сам переход через границы с нашими произведениями искусства, которые на Украине никому не нужны, а выехать с ними невозможно… Обидно. Мы имеем прекрасную живопись, прекрасных художников, а арт-рынка, о котором так много говорят, у нас вообще нет никакого. Мечтаю о времени, когда в нашем городе будет создана инфраструктура галерей, и вся Одесса станет одной большой галереей. Есть же города, где на одной улице расположено до пятидесяти галерей. И никто никому не мешает, все мирно уживаются друг с другом.

Выставка одесских художников Николая Прокопенко, Татьяны Биновской, Игоря Ивченко и Людмилы Поликарповой открылась в отеле “Де Медичи”. Жителей города, гостей Брюгге поразил своими работами Николай Прокопенко. Его сочные, красивые женщины, которых так и хочется потрогать, вызвали настоящий шок. Все уходили просто очарованные. По радио, в городских новостях Прокопенко даже называли “одесским Рубенсом”. Очень понравились деревянные скульптуры Игоря Ивченко. Особенно японцы ими восхищались. Наверно, есть в них что-то близкое японскому сердцу. Ни один японец не мог пройти равнодушно мимо работ Игоря, не рассмотрев их, не потрогав. К сожалению, наши украинские рушники, вышиванки, кружева оказались не на уровне брюссельского, голландского кружевного полотна. Брюгге - город кружевниц. Простые бабушки-горожанки сидят на свежем воздухе, на коклюшках плетут узоры, и мастерство их гораздо выше. Но мы показали, что у нас есть, и это тоже важно, тоже опыт, пусть не очень приятный.

Брюгге - удивительный город. В каждый уголок вложена фантазия, талант многих людей. И все это трепетно сберегается. Я просто физически ощущала необходимость работать, как-то выразить свое восхищение окружающей красотой. Вспомнила молодость и предложила своим “Медичи” сделать роспись, посвященную старинному Брюгге.

Теперь на стенах отеля “Де Медичи” в технике “холодная энкаустика” осталась моя “Песнь о Брюгге”…

Татьяна Биновская

Другие новости
Последние статьи
© Одесский Софтлаб
Карта сайта