Наши партнеры

Виртуоз миниатюры

Художник Иван Павлович Похитонов (1850-1923) большую часть жизни провел вдали от родных мест, во Франции и Бельгии. Но одесские журналисты рубежа веков продолжали говорить о нем как об одессите. С Одессой связано начало творческого пути Похитонова, сам выбор профессии художника.

Уроженец Елисаветградского уезда, Похитонов поселился в Одессе в 1870 году после исключения из Петровско-Разумовской земледельческой и лесной академии в Москве за связь с народовольцами. Около двух лет (1870-1871) он учился на факультете естественных наук Новороссийского университета у профессора И.И.Мечникова, с которым был потом дружен многие годы. Некоторое время Похитонов служил контрлером касс Одесского отделения государственного банка, пока, по настоянию родителей, не стал управляющим в их имении Матреновка под Елисаветградом. Еще в Одессе он достаточно серьезно, хотя и самостоятельно, без профессиональных наставников, занимался живописью. Внимательнейшим образом он изучал технику иконописцев XIV-XV веков и пишет свои пейзажи и портреты на небольших, загрунтованных мастикой дощечках, тщательно отполировывая высохший красочный слой рыбьей костью. А в 1871 году пришел первый скромный успех: во время заграничной поездки с матерью и больной сестрой Похитонов выставил в Женеве несколько своих работ, которые тут же были приобретены любителями искусства. Другая ситуация была на родине. Популярный одесский журналист М.Фрейденберг (Оса) писал о судьбе художника в Одессе:

“Да, господа, грустное впечатление производит наша хваленая Одесса с ее прекрасными мостовыми, канализацией, водопроводом, роскошным театром, шикарными магазинами и кофейнями (…) когда подумаешь о том, как в ней живется интеллигентному человеку, особенно, когда этот интеллигентный человек - художник, певец, композитор, артист, в котором таится искра Божия… (…) Им никто не интересуется, до его таланта никому нет дела, произведения его сбыта не имеют. В громадном, кичащемся своим благоустройством городе художник чувствует себя, точно Робинзон на необитаемом острове… (…)

Бежать надо отсюда человеку с искрой Божией - другого выхода нет. Пока солнце взойдет, роса глаза выест. Пока одесситы научатся дорожить своими даровитыми согражданами, не один из них сойдет в могилу, устав бороться и страдать. Художник, желающий пробить себе дорогу к свету, должен следовать примеру Похитонова. Вот тоже одессит… Здесь он с голоду умирал, и никто на него не обращал внимания. А добрался Похитонов до Парижа - и сразу завоевал себе известность”.

Решение “бежать” за границу, в Париж, профессионально заниматься живописью, судя по всему, зрело у Похитонова постепенно. Но последним толчком стала для него V выставка передвижников, которая проходила в Одессе с 20 сентября по 15 октября 1876 года. Вспоминая об этом разговоре с Н.Рутковским, другом и автором книги о художнике, Похитонов сместил время, отнеся его к “началу русско-турецкой войны”, т.е. к 1877 году, но точно воспроизвел свои впечатления: “Выставка меня поразила…ослепила: я впервые очутился перед правдивым искусством. Впечатление было огромное, такое, что и не высказать. Тут только я понял, что могут сотворить кисть и краска. Оглушенный, уничтоженный, я подолгу простаивал перед полотнами Боголюбова, Мясоедова, Беггрова…” “Здесь, на выставке, - рассказывает дальше Н.Рутковский, - он (Похитонов) случайно знакомится с художником Розмарицыным (одесский художник, передвижник, один из основателей Товарищества южнорусских художников), который незадолго до того вернулся из Германии. Последний, познакомившись ближе с самоучкой- любителем, находит в нем бесспорный талант, поражается его технике, дает кое-какие рекомендации общего характера, а главное - советует ему, умоляет немедленно ехать учиться за границу”.

Позднее, уже в Париже, в 1889 году Похитонов признавался В.Поленову, что он сделался художником благодаря передвижной выставке и за границу отправился учиться, чтобы в ней участвовать.

Итак, осенью 1876 года Похитонов едет за границу - сначала ненадолго в Италию, а затем - в Мекку художников, в Париж. “Париж пробудил в нем инстинкт художника, он взялся за дело один, не имея никаких учителей, кроме природы: он существовал сначала маленькими картинками, которые продавал за кусок хлеба своим соотечественникам”, - писал Альбер Вольф в статье о Салоне 1881 года. И еще: “Необходимо очень внимательно рассмотреть две маленькие картинки на дереве этого мастера. Это чудо, безусловно, самое необыкновенное из того, что меня поразило в живописи.”

В воспоминаниях скульптора И.Гинцбурга есть любопытное описание Похитонова в ранний период его парижской жизни: “Кто больше всего мне нравился - это молодой, еще только начинавший пользоваться известностью, Похитонов - высокий, некрасивый, с огромной шапкой всклокоченных волос и широко расставленными глазами. При всем его преклонении перед французскими художниками-пейзажистами, он больше других оставался в душе русским. Его скромность и простота располагали всех в его пользу”.

К началу 80-х годов Похитонов уже известен, он участвует в престижных выставках, признан и обласкан такими известными французскими художниками, как Эрнест Мейссонье и Эжен Карьер. Гораздо позже миниатюры Похитонова завоевывают признание в России, где он начинает регулярно выставляться с 1890 года - у передвижников и на других столичных выставках.

А что же Одесса? С этим городом Похитонова связывали воспоминания молодости, здесь остались друзья и знакомые (вспомним хотя бы А.Размарицына и Н.Кузнецова). Естественным поэтому было его участие в местных художественных выставках. Картины Похитонова были показаны уже на I выставке Товарищества южнорусских художников 1890 года и продолжали появляться на выставках общества до 1902 года. В 1903 году Похитонов принял участие в общедоступной выставке картин на Дальницкой Южнорусского музыкально-драматического общества. А в 1910-м в составе группы южнорусских художников он экспонировал работы на художественно-промышленной выставке в Александровском парке.

За это время, по крайней мере, однажды Похитонов приезжал в Одессу. 21 ноября 1901 года “Одесские новости” сообщали: “Известный художник-миниатюрист И.П.Похитонов вчера прибыл в Одессу из Парижа…” В этот приезд он планировал устроить в городе небольшую выставку своих картин. К сожалению, по неизвестной для нас причине, выставка не состоялась.

Последний раз местная пресса писала о Похитонове при его жизни в 1913 году, когда не только Одесса, но и вся Россия была обеспокоена известиями из Парижа о серьезной болезни художника. В “Одесском листке” 3 ноября была опубликована телеграмма следующего содержания:

“Трагедия художника. Из Парижа сообщают: Художнику Похитонову окулист для спасения портящегося зрения посоветовал вырвать шесть зубов. Похитонову под наркозом вырвали зубы. В результате Похитонов остро помешался. Оказалось, что окулист накануне диагноза Похитонову также помешался. Похитонова вылечили в течение трех месяцев”.

Трудно судить о достоверности всех леденящих душу подробностей этой истории. Бесспорно (и подтверждается другими источниками) одно: в 1913 году Похитонов действительно пережил психиатрический срыв, связанный с болезнью глаз.

В этом же номере помещена беседа о Похитонове с одним из его друзей, художником Н.Кузнецовым:

“- Расскажите, какие сведения у вас о Похитонове? - с волнением в голосе встретил нас Н.Д.Кузнецов.

Мы пересказали содержание полученной нами телеграммы.

- Это ведь ужасно! Знаете ли вы этого атлетического сложения человека? Ему уже за шестьдесят лет. Но он всегда отличался завидным здоровьем, бодрым настроением. Вы говорите, Похитонов заболел на почве испортившегося у него зрения, что его особенно угнетало? Он, правда, всегда был в очках, но я никогда не думал, чтобы именно его зрение оказалось для него столь роковым… Я знаю Похитонова уже давно. Познакомился я с ним еще в 1880 году (…)

- Как с художником, - продолжал Н.Д., - я встретился с Похитоновым уже в Париже. На одной из выставок его миниатюры глубоко врезались мне в память. Сколько вкуса, красочности, сочности. Каждая его работа - это шедевр, поражающий своими деталями, тонкой отделкой. В восхищении был от его работ и Мейссонье, ценившей в нем необычайный талант и тонкую наблюдательность. В Париже и во всей Европе он вскоре завоевал симпатии всех, умеющих ценить и понимать истинное искусство…

- В последний раз я виделся с Похитоновым за границей в прошлом году. Он по-прежнему был бодр и свеж. В последнее время он жил в Льеже и, очевидно, болезнь глаз его заставила поехать в Париж, где с ним и случилось несчастье. Материальное положение Похитонова никогда не было особенно блестящим. Много лет его произведения были в откупе, но в последнее время он, кажется, отказался от этого способа сбыта своих творений… Тем ужаснее его болезнь, которая, при отсутствии у него средств, совсем может вогнать Похитонова в нищету…”

Судьба не слишком баловала художника. Это относится и к личной жизни, о которой его внук, И.Маркевич, рассказывает: “Брак моего деда оказался неудачным. Его жена, урожденная Вульферт, отличалась независимым характером; она тяготела к наукам и решила изучать медицину, что для того времени и для той среды было необычно. Когда они встретились, Матильда Вульферт кончала в Париже медицинский факультет, свадьба художника состоялась в 1879 году. Однако глубокое различие этих двух натур не замедлило сказаться. Десять лет спустя они расстались, и Иван Павлович Похитонов связал свою жизнь с младшей сестрой жены - Евгенией Вульферт, от которой у него родился сын”.

Дважды в течение своей жизни Похитонов пытался вернуться и осесть в России. Оба раза его планы были нарушены политическими катаклизмами. Первый раз он приехал в Россию после долгого перерыва в 1901 году и купил небольшую усадьбу Жабовщина в Минской губернии. Часть времени он проводил за границей, ездил по России и Украине, но Жабовщина стала для художника, по его словам, “обычным место жительства”. Это продолжалось до 1906 года, когда Похитонов, отчасти из-за сложных личных обстоятельств, но во многом из-за начавшейся послереволюционной реакции, вынужден был уехать в Бельгию, где “меньше шансов стать убийцей, быть убитым, изувеченным, побитым или попасть в необлюбованные места”, - писал Похитонов И.Остроухову в марте 1906 года.

По иронии судьбы, во второй раз возвращение Похитонова в Россию опять совпадает с периодом революционной ломки. Он приезжает в Петербург в 1914 году, перед началом I мировой войны. Здесь его и застает февральская революция. Художник покидает столицу, но остается на родине до 1919 года, а затем эмигрирует в Бельгию - уже навсегда. Последние годы его жизни прошли в Брюсселе, где он и умер в 1923 году 72 лет от роду.

Ольга Барковская

Другие новости
Последние статьи
© Одесский Софтлаб
Карта сайта